Они в первый момент

Они в первый момент, помимо своей воли, стихийно были подхвачены революционной волной и, оказавшись на ее гребне, инстинктивно ощутили свои кровные интересы в революции и нашли в ней свое место. Вершиной роста этих образов, кульминационным пунктом их драматического развития является принятие революции, признание ими нового социального строя.

Иной характер положительного героя рисует автор фильма «Последний маскарад» в образе Мито. Молодой рабочий Мито растет и формируется в руководителя революционного движения не путем преодоления внутренних противоречий своего сознания и психологии, а путем борьбы с внешними препятствиями, встречающимися на его пути.

В начале фильма Мито показан молодым рабочим парнем, по-юношески задорным и смелым. Его первая драка с гимназистами не есть еще результат сознательной революционной деятельности, она просто случайна. Мито пустил в ход кулаки, возмущенный тем, что сын князя Диомида схватил листовку, случайно выпавшую из кармана Мито, и не хотел ее отдавать. Но эта первая стычка с гимназистами не прошла для Мито бесследно. По упреку отца и по тем тревожным взглядам, с которыми выслушали подпольщики рассказ Мито о вырванной гимназистами листовки, он понял, что его оплошность может обойтись очень дорого отцу и его товарищам. После этого случая Мито как будто повзрослел, стал более сосредоточенным и серьезным. Убийство отца жандармами, которое потрясло юношу, воспринимается им уже не только как тяжелое личное горе, но и как проявление социального произвола. И Мито целиком посвящает себя активной борьбе за освобождение рабочего класса. В горниле революционных схваток он формируется в большевистского руководителя народных масс.

Режиссер М. Чиаурели в своих воспоминаниях о встрече с товарищем Сталиным пишет:

«Наряду с замечаниями по поводу политической значимости того или иного эпизода товарищ Сталин дал целый ряд замечаний чисто психологического и бытового порядка.