к периоду Дзёмон

Кроме того, к периоду Дзёмон относится большое количество украшений, в том числе и найденных в захоронениях. Они могли выполнять и мистическую роль, например, быть оберегами от злых духов, защищать владельцев и приносить удачу.

Но не всегда украшения связаны с мистикой: например, они служат знаками социальной или возрастной принадлежности, их могли носить те, кто прошел обряд инициации и т.д.

Серьги и ожерелья делали не только из глины; учеными найдены украшения из зубов животных, камня, тогда же появились и браслеты из раковин.

Заметим, что ничего подобного «догу» в синтоизме (сложившейся позднее японской религии) не наблюдается. Зато аналоги статуэток могут быть найдены в древнем искусстве народов, населявших Центральную Америку.

Любопытно, что среди «догу» встречаются фигурки, указывающие на поклонение божеству плодородия, изображавшемуся в виде беременной женщины. Обычно такие символы могут существовать у земледельческих племен, а не у собирателей и рыболовов. Впрочем, если гипотеза о лечебном назначении «догу» верна, то такие статуэтки могли предназначаться для помощи при родах.

Четких представлений о «жизни после смерти» в период Дзёмон, вероятно, не было. Во всяком случае, погребения достаточно различны. Чаще встречаются места массовых захоронений (в северо-западной Японии такие кладбища окружали оградами из камней). Скелеты находятся и в распрямленном, и скорченном положении, иногда они сориентированы головой к юго-востоку. Обнаруживались и останки, погребенные в глиняных сосудах, и те, что оказались в «раковинных кучах» (по сути — на помойке). Погребальной утварью, как правило, были различные украшения, а одеждой — звериные шкуры или куски материи.